Накладные расходы и сметная прибыль
При рассказе о новых требованиях к определению сметной стоимости строительства заслуживает отдельного рассмотрения такой вопрос, как расчёт в смете накладных расходов и сметной прибыли.
По-прежнему действуют методические документы: МДС №33 за 2004 год – Методические указания по определению величины накладных расходов в строительстве, а также МДС №25 за 2001 год – Методические указания по определению величины сметной прибыли в строительстве. Применительно к накладным расходам следует назвать ещё МДС №34 за 2004 год, где отражены особенности строительства в районах Крайнего Севера.
Новые методические документы по определению величины накладных расходов и сметной прибыли опубликованы только в виде проектов.
Прежде всего, нас интересуют изменения, которые уже произошли – поэтому обсудим применение поправочных коэффициентов к нормативам накладных расходов и сметной прибыли. Конкретно, разговор пойдёт о коэффициентах 0,85 к нормативам накладных расходов и 0,8 к нормативам сметной прибыли. Также обсудим коэффициенты, которые должны применяться при упрощённой системе налогообложения (далее УСНО).
Эта тема стала предметом всеобщего интереса в середине 2018 года в связи с отменой письма Госстроя России от 27 ноября 2012 года. Но следует иметь в виду, что данная история началась гораздо раньше.
Коэффициенты 0,85 к накладным расходам и 0,8 к сметной прибыли впервые были указаны в письме Минрегиона России от 6 декабря 2010 года. Здесь говорится, что указанные коэффициенты применяются с 1 января 2011 года. В данном письме подробно объясняется, по какой причине и с какой целью вводятся в действие эти коэффициенты.
Здесь отмечено такое событие, как значительное изменение структуры сметной стоимости строительно-монтажных работ по сравнению с базисным уровнем 2001 года – и это изменение выражается в увеличении доли затрат по оплате труда рабочих. С этим согласится любой сметчик, кто работает с индексами по статьям затрат – вспомните, какие мы в последнее время применяем индексы для перевода из базисного в текущий уровень цен: на эксплуатацию машин – 7, на материалы – 6, а на зарплату рабочих – 26. Разница в несколько раз. То есть, в то время, когда разрабатывались существующие нормативы накладных расходов и сметной прибыли, доля зарплаты рабочих в общей сметной стоимости была гораздо ниже, чем сейчас. Ну и в конце 2010 года, как мы видим, эта тенденция уже была очевидна.
А ведь накладные расходы и сметная прибыль рассчитываются от фонда оплаты труда. Соответственно, доля этих затрат в составе общей сметной стоимости значительно увеличилась по сравнению с базисным уровнем 2001 года. Понижающие коэффициенты 0,85 к накладным расходам и 0,8 к сметной прибыли должны были хоть в какой-то степени исправить эти диспропорции и восстановить нормальную структуру сметной стоимости. И тогда становится понятно, почему эти коэффициенты были введены для применения только в текущем уровне цен.
Специалист-сметчик не обязан досконально разбираться, почему появились эти коэффициенты. Достаточно знать, что они есть, и правильно их применять при составлении смет. Но полезно понимать, что эти коэффициенты имеют серьёзное экономическое обоснование.
После письма Минрегиона России от 6 декабря 2010 года вышло следующее письмо Минрегиона России от 21 февраля 2011 года. Было ещё несколько писем по этой теме: от 17 марта 2011 года, от 9 июня 2011 года, от 28 июля 2011 года, и так далее… Каждый раз в очередном письме как-то изменялся и уточнялся порядок применения коэффициентов 0,85 к накладным расходам и 0,8 к сметной прибыли. Постепенно сформировался перечень случаев, на которые не распространяется общий порядок применения этих коэффициентов. К концу 2012 года назрела необходимость навести порядок в данном вопросе – тогда вместо множества писем было выпущено одно письмо, где даётся только ключевая информация: когда и какие надо применять коэффициенты к накладным расходам и сметной прибыли при определении сметной стоимости строительства в текущем уровне цен.
Это и было письмо Госстроя России от 27 ноября 2012 года. Здесь сказано, что коэффициенты 0,85 к накладным расходам и 0,8 к сметной прибыли должны применяться при определении сметной стоимости строительства в текущем уровне цен – и только в том случае если сметная стоимость строительства определяется на основании нормативов, включенных в федеральный реестр сметных нормативов. При этом указанные коэффициенты не распространяются на работы по строительству мостов, тоннелей, метрополитенов, атомных станций, объектов по обращению с облученным ядерным топливом и радиоактивными отходами.
В этом же письме мы видим отдельный абзац про УСНО – сказано, что для организаций, работающих по УСНО, дополнительно к указанному понижающему коэффициенту (то есть, дополнительно к коэффициенту 0,85) к нормативам накладных расходов применяется коэффициент 0,94. При этом понижающий коэффициент в размере 0,7 к нормативам накладных расходов не применяется – этот коэффициент 0,7 для УСНО был указан в МДС №33.
Кстати, накануне выпуска этого письма – 26 ноября 2012 года – Минрегион России выпустил другое интересное письмо, которое тоже заслуживает внимания. Здесь Минрегион России официально отзывает все свои предыдущие письма, где говорилось о коэффициентах 0,85 и 0,8 – начиная с самого первого из них, от 6 декабря 2010 года.
Таким образом, после 27 ноября 2012 года в качестве единственного основания для применения понижающих коэффициентов 0,85 к накладным расходам и 0,8 к сметной прибыли осталось письмо Госстроя России номер 2536-ИП/12/ГС. Запомним это.
Прошло пять с половиной лет… В начале июня 2018 года на сайте Минстроя России в общем перечне документов по ценообразованию в отдельной группе под названием Иная информация было опубликовано письмо Минюста России от 27 апреля 2018 года.
В данном письме, даже не вникая в различные юридические формулировки, легко понять смысл первого и последнего абзаца: сначала сказано, что Министерством юстиции Российской Федерации проведена правовая экспертиза того самого письма Госстроя России от 27 ноября 2012 года номер 2536-ИП/12/ГС. И в конце делается вывод, что по результатам проведённой правовой экспертизы Министерство юстиции считает необходимым признать это письмо не подлежащим применению.
Если прочитать письмо полностью, мы убедимся, что Министерство юстиции не разбиралось в обоснованности применения конкретных коэффициентов. Под вопрос была поставлена сама правомерность выпуска данного документа.
Уже сам факт, что письмо Госстроя России от 27 ноября 2012 года вводит в действие коэффициенты к нормативам накладных расходов и сметной прибыли, превращает данное письмо в нормативный правовой акт. А согласно действующим Правилам подготовки нормативных правовых актов они должны быть оформлены в виде постановлений, приказов, распоряжений и так далее. При этом издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается.
Вот такое письмо Минюста России в начале июня 2018 года опубликовали на сайте Минстроя России. Это можно рассматривать как признак того, что Минстрой России принял к исполнению решение Министерства юстиции – соответственно, письмо Госстроя России от 27 ноября 2012 года больше нельзя применять.
При всей логичности такого вывода специалисты-сметчики не торопились отказываться от применения указанных в этом письме коэффициентов 0,85 к нормативам накладных расходов и 0,8 к нормативам сметной прибыли – все ждали, что Минстрой России должен выступить с какими-то специальными комментариями по данному вопросу.
А когда спустя несколько дней никаких комментариев так и не последовало, разработчики программного комплекса «ГРАНД-Смета» решили проявить свою активную жизненную позицию – от имени одного из ведущих специалистов в Минстрой России было направлено обращение с просьбой прояснить сложившуюся ситуацию. Обращение в Минстрой России было направлено 15 июня, поэтому ответ следовало ожидать не позднее середины июля, в течение месяца. И ответ был получен 13 июля 2018 года.
Ещё раз отметим дату данного письма – 13 июля 2018 года. А двумя днями ранее, 11 июля 2018 года, на сайте Минстроя России в общем перечне документов по ценообразованию в отдельной группе под названием Федеральный реестр сметных нормативов был опубликован новый вариант этого реестра, по состоянию на 11 июля 2018 года.
Федеральный реестр сметных нормативов на сайте Минстроя России обновляется примерно раз в месяц. Каждое обновление состоит в том, что какие-то записи удаляются из реестра, либо в реестр вносятся новые руководящие документы и сметные нормативы. Как вариант, запись может быть оставлена в реестре, но для неё появляется примечание, где сказано, что данный руководящий документ или сметный норматив больше не подлежит применению.
В Федеральном реестре сметных нормативов по состоянию на 11 июля 2018 года такое примечание появилось для письма Госстроя России от 27 ноября 2012 года (посмотрите как это выглядит). После этого вопросов к Минстрою России не осталось – почти всегда сметная стоимость строительства определяется с обязательным применением сметных нормативов, сведения о которых включены в Федеральный реестр сметных нормативов.
На самом деле полный перечень случаев, когда надо в обязательном порядке применять только нормативы из Федерального реестра сметных нормативов, занимает в официальных руководящих документах целую страницу – в ответе Минстроя России от 13 июля 2018 года можно весь этот перечень внимательно изучить. Во-первых, это строительство, которое финансируется с привлечением средств бюджетной системы Российской Федерации, потом здесь указаны средства юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, с долей Российской Федерации в уставном капитале более 50 процентов, и так далее.
Любой человек, которому хватит терпения прочитать этот перечень до конца, согласится с утверждением, что довольно редко мы имеем дело со стройкой, которая не подпадает под этот перечень – а почти всегда мы обязаны при составлении сметной документации применять только нормативы из Федерального реестра сметных нормативов.
С 11 июля 2018 года из реестра фактически исключено то самое письмо Госстроя России, которое пять с половиной лет было единственным основанием для применения понижающих коэффициентов 0,85 к накладным расходам и 0,8 к сметной прибыли.
Как же быть без этого письма? В ответе Минстроя России от 13 июля 2018 года чётко сказано: при составлении сметной документации размер нормативов накладных расходов принимается в соответствии с Методическими указаниями по определению величины накладных расходов в строительстве – МДС №33. А размер нормативов сметной прибыли принимается в соответствии с Методическими указаниями по определению величины сметной прибыли в строительстве – МДС №25.
Фактически мы вернулись в прошлое, в конец 2010 года – коэффициенты 0,85 и 0,8 введены в действие с 1 января 2011 года. А сейчас нет законных оснований для применения этих коэффициентов.
Аналогичный вывод напрашивается относительно УСНО: сейчас нет законных оснований, чтобы при УСНО применять к нормативам накладных расходов коэффициент 0,94 – который был указан в отменённом письме от 27 ноября 2012 года. В этом вопросе мы также вернулись в конец 2010 года и теперь должны действовать в соответствии с МДС номер 33 – тогда для УСНО мы имеем указанный там коэффициент 0,7.
Поясню, что все эти изменения никак не затронули применение коэффициента к нормативам сметной прибыли при УСНО – он всё это время оставался неизменным, 0,9.
На этом месте можно было бы поставить точку и в разговоре про текущую ситуацию с УСНО. Но в первые месяцы 2019 года возникла новая тема, которую я не могу обойти вниманием. Далее я часто буду сопровождать свои высказывания ссылкой на мнение специалистов, поскольку не считаю себя экспертом по налоговым делам.
Мы уже обсудили, как в последние годы менялись (или оставались неизменными) значения понижающих коэффициентов, которые следует применять при УСНО к нормативам накладных расходов и сметной прибыли. Но при этом ни разу не подвергалась сомнению сама по себе необходимость уменьшать величину накладных расходов и сметной прибыли для организаций, работающих по УСНО. А чем же вызвана такая необходимость?
Специалисты говорят, что до сих пор строительные организации, работающие по УСНО, фактически почти не платили страховых взносов с оплаты труда. Данные отчисления составляют значительную часть в структуре накладных расходов, поэтому для таких организаций и был введён понижающий коэффициент 0,7 к нормативам накладных расходов.
Почему я сейчас сказал, что так было до сих пор? Разве что-то изменилось? И тут я снова сошлюсь на мнение специалистов, которые говорят, что с 1 января 2019 года были отменены пониженные страховые тарифы для организаций, работающих по УСНО, по большинству видов деятельности, в том числе связанных с выполнением строительных работ. И на этом основании некоторые специалисты делают логичный вывод, что теперь коэффициенты 0,7 к накладным расходам и 0,9 к сметной прибыли при упрощённой системе налогообложения утратили силу и больше не должны применяться. Например, такая позиция была сформулирована в разъяснении от Союза инженеров-сметчиков за подписью его президента Павла Владимировича Горячкина.
Что я могу добавить по этому поводу? Союз инженеров-сметчиков – авторитетная общественная организация, но это не официальный государственный орган. А при составлении и проверке сметной документации специалисты-сметчики должны опираться только на действующие методические и нормативные документы.
Насколько мне известно, от Минстроя России пока никаких новых руководящих указаний по поводу УСНО не поступало. Поэтому на данный момент при УСНО следует работать в соответствии с МДС №33 и МДС №25 – а значит, применять коэффициенты 0,7 к накладным расходам и 0,9 к сметной прибыли.
Теперь можно поставить точку в разговоре про текущую ситуацию с УСНО. А чуть раньше я поставил точку в обсуждении вопроса о текущей ситуации с применением коэффициентов 0,85 к накладным расходам и 0,8 к сметной прибыли.
Текущая ситуация – это ситуация на начало апреля 2019 года. Можно предположить почему Минстрой России не хочет сейчас оперативно вносить какие-то отдельные корректировки в действующие методики по накладным расходам и сметной прибыли. Почти год назад были подготовлены проекты новых методик – так что нам осталось немного потерпеть, пока новые методики будут официально введены в действие. И тогда назревшие проблемы будут решены.
В новых документах ни одного упоминания об УСНО. Соответственно, по новым методикам нормативы накладных расходов и сметной прибыли должны применяться в установленных размерах вне зависимости от режима налогообложения строительных организаций.
Какие нормативы накладных расходов указаны в проекте новой методики? Отметим здесь пункт 3.1: «Величина накладных расходов при разработке сметной документации в составе проектной документации исчисляется от фонда оплаты труда работников в составе сметных прямых затрат».
Сами нормативы накладных расходов по видам работ указаны в конце документа, в Приложении №3. В Приложении №4 действующего МДС №33 указываются нормативы накладных расходов по видам строительных и монтажных работ. Мы можем сравнить в этих двух документах перечень видов работ, а также нормативы накладных расходов по одному и тому же виду работ.
Два списка видов работ в основном совпадают, хотя в проекте новой методики встречаются новые виды работ, которых раньше не было. Интереснее сравнить нормативы накладных расходов по базовому перечню видов работ, которые имеются в обеих методиках.
Здесь нас ожидает интересное открытие. Самый первый вид работ, Земляные работы, выполняемые механизированным способом: сейчас 95%, будет 81%. Далее возьмём совсем другой вид работ, Кровли: сейчас 120%, будет 102%. Наконец, третий пример, Теплоизоляционные работы: сейчас 100%, будет 85%. Просматривается тенденция: новые нормативы неизменно меньше существующих, причём видно, что уменьшение везде одинаковое.
Для вида работ Теплоизоляционные работы, где действующий норматив – ровно 100%, а новый – 85%, можно сразу увидеть коэффициент снижения: 0,85. Это тот самый коэффициент 0,85, который мы несколько лет применяли к нормативам накладных расходов в текущем уровне цен, а сейчас получается, что делать этого больше нельзя – в связи с отменой письма Госстроя России от 27 ноября 2012 года. После того как будет официально введена в действие новая методика по накладным расходам, этот коэффициент к нам вернётся – только его уже не потребуется дополнительно применять, он сразу будет учтён в нормативе накладных расходов по каждому виду работ.
Ещё одно интересное открытие: в проекте новой методики по сметной прибыли можно сразу перейти в конец документа на Приложение №2 – и мы увидим, что в отличие от накладных расходов для сметной прибыли принципиально меняется способ расчёта. Здесь указаны нормативы в процентах от суммы сметных прямых затрат и накладных расходов.
Хочу обозначить один принципиальный момент: у разработчиков программного комплекса «ГРАНД-Смета» нет полномочий для того, чтобы давать официальные консультации по таким вопросам – какие коэффициенты применять или не применять. Я изложил все факты, дал полную информацию, высказал своё личное мнение и постарался сделать это максимально аргументированно – но решение должен принимать сам специалист-сметчик. А программа «ГРАНД-Смета» – это всего лишь инструмент для вашей работы. Очень хороший инструмент, но конечный результат работы зависит от того, в чьих руках этот инструмент находится.
Новая возможность версии «ГРАНД-Смета 2019» позволяет гораздо быстрее и правильно настроить локальную смету для расчёта накладных расходов и сметной прибыли.
Открываем в программе произвольную локальную смету и далее переходим в окно с параметрами сметы. По умолчанию в параметрах сметы уже заданы стандартные настройки, в том числе настройки для расчёта накладных расходов и сметной прибыли – но они не могут подходить для всех возможных ситуаций. И тогда самому сметчику приходится что-то изменять в параметрах сметы.
В частности, иногда бывает необходимо переключить локальную смету на расчёт накладных расходов по нормативам для районов Крайнего Севера – как известно, они отличаются от нормативов для основных районов Российской Федерации, где имеют место обычные условия строительства. При этом есть свои особенности расчёта накладных расходов и сметной прибыли при ремонте жилых и общественных зданий, а также при ремонте производственных зданий и сооружений.
Также не забываем разговор о том, как меняется расчёт накладных расходов и сметной прибыли в локальной смете в зависимости от того, учитываем ли мы при этом положения письма Госстроя России от 27 ноября 2012 года.
В предыдущих версиях ПК «ГРАНД-Смета» все перечисленные задачи решались путём выбора в параметрах сметы нужного справочника видов работ. И всё бы ничего, но общий список справочников видов работ постоянно расширялся – а наименование каждого справочника далеко не всегда позволяло легко понять, для какого случая этот справочник предназначен. В результате данная тема долгое время занимала одно из первых мест по количеству вопросов, которые поступали в нашу службу технической поддержки.
А теперь посмотрите, как легко и наглядно выполняется необходимая настройка в параметрах сметы при работе в последней версии «ГРАНД-Смета 2019».
Сначала открываем в окне с параметрами сметы раздел Виды работ. Первым шагом требуется выбрать справочник с перечнем видов работ согласно нормативной базе, по которой рассчитывается локальная смета. Как мы видим, здесь предлагается вариант, где указана методика МДС №33 – что означает применение базы государственных сметных нормативов Российской Федерации. Например, это могут быть Государственные элементные сметные нормы, Федеральные единичные расценки, либо Территориальные единичные расценки по какому-то российскому региону.
Почти всегда для работы применяется этот вариант, который по умолчанию сразу выбран и менять уже ничего не нужно. Наряду с этим стандартным вариантом предусмотрена возможность составления сметы на работы для городского заказа города Москвы – в таком случае должна применяться специальная база данных Территориальных сметных нормативов города Москвы. Кроме того, здесь можно выбрать для составления сметы нормативы Республики Беларусь и нормативы Республики Казахстан.
Далее предлагаются варианты для выбора справочника с нормативами накладных расходов и сметной прибыли по видам работ. Всё ясно: выбираем либо обычные условия строительства, либо районы Крайнего Севера, либо районы, приравненных к Крайнему Северу и немедленно получаем в смете соответствующие нормативы.
Остаётся последний выбор – какие нам нужны поправочные коэффициенты к нормативам накладных расходов и сметной прибыли. Если у нас в смете новое строительство и при этом мы работаем в текущей ситуации, которая сложилась на начало апреля 2019 года, то никаких коэффициентов применять не надо. Если у нас ремонт жилых и общественных зданий, либо ремонт производственных зданий и сооружений, то отмечаем флажком соответствующий пункт. Если мы работаем со сметой, которую требуется составить с учётом письма Госстроя России от 27 ноября 2012 года номер 2536-ИП/12/ГС – добавляем флажок в этот пункт.
Чтобы проверить заданные в смете нормативы накладных расходов и сметной прибыли по видам работ, а также поправочные коэффициенты к этим нормативам, можно перейти в окне с параметрами сметы в раздел Таблица. Открыв этот раздел, мы убедимся, что в смете применились нужные настройки для расчёта накладных расходов и сметной прибыли.
При работе в бланке локальной сметы можно отобразить на экране данные по расчёту накладных расходов и сметной прибыли – для этого предусмотрен специальный вид документа. Для переключения нажимаем кнопку Вид документа на панели инструментов на вкладке Документ и выбираем в выпадающем меню кнопки пункт Виды работ, НР и СП. Теперь на экране по каждой позиции сметы отображаются наименование вида работ, нормативы накладных расходов и сметной прибыли, а также поправочные коэффициенты к ним. Не надо ничего дополнительно раскрывать, вся информация сразу у нас перед глазами.