Разморозка разработки новых единичных расценок
Главная новость о реформе ценообразования – это то, что реформа продолжается. Целиком и полностью сохраняются объявленные ранее цели и задачи реформы, но при этом уточняются отдельные конкретные действия и установленные временные рамки завершения всей работы.
Цель реформы – перевод всей системы ценообразования в строительстве в Российской Федерации на ресурсный метод расчёта. Необходимые для этого текущие сметные цены строительных ресурсов по каждому субъекту Российской Федерации следует определять по результатам мониторинга цен строительных ресурсов. Полученные таким образом сметные цены ресурсов должны быть размещены в федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве (ФГИС ЦС), после чего они становятся доступны для использования любыми специалистами, кто занимается составлением и проверкой сметной документации.
Работа по организации мониторинга цен строительных ресурсов и по наполнению ФГИС ЦС необходимыми данными пока ещё не завершена. Согласно постановлению Правительства Российской Федерации № 604 от 15 мая 2019 года странице №2 в последнем абзаце приводится изменения в правительства РФ №1452 «О мониторинге строительных ресурсов» размещение сметных цен строительных ресурсов в федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве начнётся в 2022 году.
Изначально предполагалось, что эта работа завершится гораздо раньше – в постановлении Правительства Российской Федерации № 1452 от 23 декабря 2016 года, где были впервые определены правила мониторинга цен строительных ресурсов, в пункте 3 подпункте а) фигурирует дата 15 декабря 2017 года. И не случайно в принятом тогда Федеральном законе Российской Федерации № 191-ФЗ от 26 июля 2017 года было указано (в Статье 3 на 18 странице), что в период до окончательного перехода на ресурсный метод расчёта допускается применение только тех федеральных единичных расценок, которые разработаны и утверждены до 30 сентября 2017 года.
Изначально база была утверждена приказами 1038/пр от 30 декабря 2016 года и 1039/пр от 30 декабря 2016 года с датами введения в действие данных приказов с 31 марта 2017 года, но впоследствии двумя приказами 660/пр то 29 марта 2017 года и 661/пр то 29 марта 2017 года были эти сроки перенесены на 28 апреля 2017 года.
Далее за короткое время дважды в эту нормативную базу были внесены серьёзные изменения и дополнения: в июне 2017 года приказом 886/пр изменение №1 и в сентябре 2017 года целым рядом приказов было внесено изменения №2. Каждый раз изменения в федеральной сметно-нормативной базе утверждаются соответствующими приказами Минстроя России. Позднее появились ещё два приказа Минстроя России об изменениях в федеральной сметно-нормативной базе: в ноябре 2017 года это приказ №1575/пр и в январе 2018 года это приказ №9/пр от 10 января 2018 года.
Первые два выпуска изменений в федеральной сметно-нормативной базе включали одинаковый набор государственных элементных сметных норм и федеральных единичных расценок. В третьем и четвёртом выпуске, которые появились после 30 сентября 2017 года, были уже только государственные элементные сметные нормы – причём совсем небольшое количество.
С января 2018 года наступил долгий период, когда федеральная сметно-нормативная база в редакции 2017 года вообще не изменялась. Это можно объяснить тем, что возникла коллизия между планами и реальностью: по плану уже должен был состояться переход на ресурсный метод, при котором надо использовать только государственные элементные сметные нормы, а федеральные единичные расценки больше не нужны. Но в реальности российские сметчики по-прежнему продолжают применять единичные расценки с индексами перевода в текущий уровень цен.
Таким образом, выпускать новые изменения и дополнения к федеральной сметно-нормативной базе только в виде государственных элементных сметных норм просто не имело смысла, а разработка новых федеральных единичных расценок фактически была запрещена (иными словами, «заморожена») согласно Федеральному закону № 191-ФЗ от 26 июля 2017 года.
Важное событие случилось летом 2019 года: произошла «разморозка» разработки новых федеральных единичных расценок. Вступил в силу новый Федеральный закон № 151-ФЗ от 27 июня 2019 года, где в Статье 12 сказано, что допускается применение федеральных единичных расценок, которые включены в федеральный реестр сметных нормативов после 30 сентября 2017 года.
Минстрой России выпустил два приказа: № 408/пр о внесении в федеральные единичные расценки и 409/пр от 18 июля 2019 года о внесении в государственные сметные нормативы. Это пятый выпуск изменений в федеральной сметно-нормативной базе, где мы видим не только новые государственные элементные сметные нормы, но и новые федеральные единичные расценки.
Изменение № 5 содержит отдельные расценки и целые таблицы расценок по более чем десяти сборникам – в том числе и такие нужные расценки, как работа виброкатков по укатке основания, специальные технологии по укреплению обочин, обустройство автомобильных дорог и другие. Мы видим здесь не только строительные и специальные строительные работы, но также и монтаж оборудования, и отдельные ремонтно-строительные работы.
Но по составу норм и расценок Изменение № 5 довольно скромное. Важнее сам факт, что оно вышло, и мы снова получили обновлённую федеральную сметно-нормативную базу. Можно предположить, что в ближайшее время последует ещё несколько выпусков изменений. Руководители Минстроя России заявляют, что до конца 2019 года планируется опубликовать ещё 38 тысяч расценок.
Что касается конкретных новых технологий по различным видам работ, для которых в федеральную сметно-нормативную базу должны быть добавлены новые сметные нормативы, их полный перечень приводится в приказе Минстроя России № 256/пр от 6 мая 2019 года. Его можно найти в новой улучшенной структуре библиотеке сметчика ГРАНД-СтройИнфо 2019 в разделе сметно-нормативная база федеральная в отдельной папке, которая называется план разработки сметных нормативов.
В этом приказе почти без изменений повторяется перечень из аналогичного прошлогоднего приказа Минстроя России № 152/пр от 20 марта 2018 года. Сейчас мы понимаем, какие объективные причины помешали в прошлом году реализовать намеченные планы по актуализации федеральной сметно-нормативной базы. Зато в данный момент на уровне федерального законодательства все препятствия устранены – и теперь мы будем ждать регулярного добавления в нормативную базу новых полезных сметных норм и единичных расценок.
Со времени проведения предыдущего Всероссийского семинара было опубликовано несколько новых проектов различных методических документов. Причём в некоторых случаях это изменённый вариант ранее уже опубликованного проекта – в частности, изменился предлагаемый проект новой методики определения сметной стоимости строительства, которая должна прийти на смену действующему МДС 81-35.2004.
Изначально в этой методике было жёстко указано, что можно использовать только ресурсный метод расчёта. При этом для целей определения сметной стоимости строительства допускалось применять только государственные элементные сметные нормы. Изменённый проект новой методики определения сметной стоимости строительства содержит переходные положения на период до размещения в ФГИС ЦС сметных цен строительных ресурсов: сказано, что в этот переходный период сметная стоимость в текущем уровне цен определяется базисно-индексным методом с применением единичных расценок в базисном уровне цен и индексов изменения сметной стоимости.
Заслуживают внимания корректировки, которые были внесены в проект новой методики определения величины накладных расходов в строительстве.
Изменения в различных текстовых формулировках обнаруживаются только в результате внимательного изучения и сравнения двух документов – зато при первом взгляде можно заметить, что в новом проекте существенно увеличились нормативы накладных расходов по видам строительно-монтажных работ.
На этом можно завершить краткий рассказ о событиях, происходящих в области реформы ценообразования.